Облачные рантье

Новое информационное общество рождает новые термины - «облачный рантье» один из них, если вы интересовались как зарабатывают крупнейшие интернет-компании, то возможно уже сталкивались с ним. В последние годы термин используется все чаще, однако, его сущность нигде широко не раскрывается. Итак, начнем с исторической справки, классическое определение рантье выглядит следующим образом, рантье - это лица, живущие за счет ренты, то есть доходов, получаемых с капитала. В русском языке данный термин носит скорее негативную коннотацию связанную в том числе с советским периодом в истории нашей страны, когда тунеядство пресекалось государством и являлось уголовно наказуемым деянием. Большая советская энциклопедия следующим образом характеризовала наличие рантье в обществе: «это — одно из проявлений паразитизма и загнивания капитализма». Следствием распространения данной точки зрения стало введение во многих социально ориентированных странах (Франция, Бельгия, Исландия) высоких налогов на недвижимость, одной из целей которых является уменьшение доходов рантье. Стоит заметить, что до настоящего времени, к рантье относили главным образом именно собственников недвижимого имущества.

Развитие информационных технологий привело к появлению нового вида ренты, так называемой «облачной ренты». Если изначально пользователи персональных компьютеров хранили всю необходимую информацию на жестких дисках своих ПК, то c проникновением Интернета в каждый дом и в каждое устройство, разработчиками была предложена новая модель хранения персональных данных — на серверах специализированных компаний, а не на устройствах пользователей как было раньше. Такое удаленное хранилище данных пользователей называется облаком (cloud storage). Облачное хранилище данных в узком смысле это только файлы пользователя хранящиеся удаленно, но для нас представляет интерес несколько другие облака данных.

Не секрет, что крупнейшие интернет-сервисы пытаются собрать как можно больше информации о своих пользователях, как правило, они создают профайл на каждого из них куда помимо персонифицирующих аккаунт данных вносится и информация такая как например: поисковые запросы, переходы на другие сайты, клики по рекламным ссылкам, устанавливаемые приложения, активность в социальных сетях, данные геолокации, то есть вся информация об основной пользовательской активности, которую может получить конкретный интернет-сервис. В результате систематизации получаемых данных сервис накапливает огромное количество информации о пользователе.

Правовой основой законности использования персональных данных является пользовательское соглашение, которое содержит основные положения регулирующие использование последних, сами облака хранятся в виде баз данных которые являются объектами интеллектуальной собственности.

С точки зрения коммерции, указанные базы персональных данных пользователей дают их владельцам множество возможностей для целевых рекламных компаний, так как содержит информацию об интересах людей. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров как это работает. Классический пример это поисковые системы, которые систематизируют данные о поисковых запросах пользователя и на этом основании выдают контекстную рекламу. Другой пример, допустим, вы приобрели книгу в магазине Amazon, информация о покупке будет внесена в базу данных магазина. На основании обобщения ваших покупок магазин станет подбирать вам рекомендации товаров и присылать рассылку схожей тематики. Приведем, еще один пример использования облачной информации уже на основании данных геолокации. В облаках может собираться информация с каких IP адресов пользователь заходит на сайт (пользуется приложениями), тогда в случае если IP адреса регулярно будут из разных стран, значит пользователь много путешествует и его аккаунт включат в рекламные компании услуг авиакомпаний, гостиниц и других сопутствующих сервисов, что значительно увеличит конверсию рекламы.

Озвученные выше примеры лишь в общих чертах раскрывают механизм коммерческого использования облачных данных, на практике сервисы работают по сложным постоянно совершенствующимся алгоритмам. Важным свойством облаков является, то что с каждым новым действием пользователь будет все больше «рассказывать» о себе и коммерческая эффективность использования его персональных данных на временной дистанции будет только повышаться.

В приведенной в самом начале материала исторической справке мы не зря обратили внимание на негативный оттенок слова «рантье» в русском языке. Представляется, что если словосочетание «облачные рантье» войдет в обиход, то за этим последует политика государств аналогичная политике применяемой к владельцам недвижимого имущества, что в свою очередь неминуемо приведет к повышению налогов на облачных бенефициаров в целях создания «социальной справедливости».

В заключении обратим внимание на то, что уже сегодня физические активы постепенно уступают свое место нематериальным, а обладание персональными данными пользователей интернета является новой ценностью сравнимой с владением тоннами золота в до информационную эру. Крупнейшие компании владельцы облаков данных, такие как Apple Inc., Microsoft Corporation, Google Inc. обогнали по рыночной капитализации конкурентов из промышленных и сырьевых секторов мировой экономики. Дальнейший процесс информатизации общества по всей видимости приведет к тому, что в двадцать первом веке владельцы облаков станут «глобальными рантье», своего рода обладателями капитала в виде объектов интеллектуальных прав, что несомненно отведет интеллектуальной собственности главенствующую роль по отношению к физической. Знания о людях которые содержатся в облаках при незначительных затратах на обработку и хранение будут приносить ту самую ренту — доход с капитала которым в новом информационном обществе стала информация. Как следствие, облачные базы данных потребуют нового уровня правовой охраны и повышения ответственности за нарушения интеллектуальных прав, а также вредительских действий в отношении функционирования облаков данных.


Источник информации: http://intellect-pravo.ru/articles/cloud_rentier.php