Коллективный знак – что это такое?

Как и многие другие юридические термины, понятие коллективный знак, встречающееся в четвертой части Гражданского кодекса России, пришло в российское законодательство из права других стран. Вначале обратимся к отечественной дефиниции (ст.1510 ГК РФ):

«коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц».

Если говорить «простым языком», то коллективный знак, не что иное, как обычный товарный знак, использование которого разрешено, определенному количеству лиц, заключивших между собой соглашение. Соответственно коллективный товарный знак является общим для определённого сообщества (ассоциации, группы, кооператива и т.д.).

Законодатель ввел специальный документ – устав коллективного знака, который регулирует отношения по использованию коллективного знака. Собственно наличие устава и является главной особенностью использования коллективного знака. О любых изменениях в уставе коллективного знака правообладатель обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Устав коллективного знака должен содержать следующие сведения:

  • перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;
  • условия использования коллективного знака;
  • перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
  • положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;
  • положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака;
  • наименование правообладателя и цель регистрации коллективного знака.

Закон содержит норму, что действие регистрации коллективного знака может быть досрочно полностью или частично прекращено, если он используется на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Сразу необходимо отметить, что данная мера реализуется не в административном порядке, а исключительно на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Подобная норма введена законодателем с целью защиты потребителя в случаях, когда лица, использующие коллективный знак производят товары или оказывают услуги, значительно отличающиеся по качеству от других лиц объединения. В этом случае потребитель фактически вводится в заблуждение относительно качества товара или услуги. Во избежание этого закон содержит процедуру прекращения использования коллективного знака.

В соответствии с п.2 ст.1510 ГК РФ, право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Такой запрет, как и предыдущий, введен в законодательствах многих странах в целях защиты потребителей по указанным выше причинам. Вместе с тем, данная норма не мешает заинтересованному в использовании знака лицу вступить в объединение лиц использующих коллективный знак «подогнав» свои товары (услуги) под стандарты лиц использующих коллективный знак.

В остальном же требования к регистрации и использованию коллективного знака ничем не отличаются от аналогичных требований, применяемых в отношении товарного знака.


Теперь давайте ответим на еще один важный вопрос: Для чего же нужен коллективный знак?


Можно выделить следующие положительные и отрицательные стороны использования коллективного знака.

К положительным сторонам можно отнести следующие моменты:

  • на членов сообщества использующих коллективный товарный знак возлагаются обязанности по соответствию предоставляемых ими товаров или услуг указанных в уставе коллективного знака определенным характеристикам, что создает гарантии качества для потребителей;
  • «продвижение» на рынке коллективного знака, требует меньших финансовых ресурсов, чем, если бы этим занималась одна организация;
  • удобность использования для указания отличительных особенностей продуктов, связанные с историческими, культурными и социальными условиями определенного региона (Классический пример «Шампанское», которое производится во французском регионе Шампань);
  • наличие коллективного товарного знака не лишает организацию права иметь свой собственный товарный знак, отличный от коллективного знака;
  • у члена объединения нет необходимости самостоятельно проходить непростую процедуру регистрации товарного знака, так как регистрацию осуществляет объединение.

В тоже время существуют и отрицательные стороны:

  • в случае, когда одно из лиц использующих коллективный знак неожиданно «роняет свою репутацию», автоматически падает репутация других лиц объединения, так как ассоциация с коллективным знаком играет против всех лиц использующих коллективный знак;
  • если один из производителей предоставляет более качественные товары или услуги, допускаемые законом и уставом коллективного знака, то он теряет в прибыли, так как в этом случае происходит «усреднение».
Примеры коллективных знаков:


Обратимся к предыстории появления указанного выше понятия. В интересах экономического развития государства, одной из задач законодательства любой страны является создание оптимальных юридических конструкций для современных экономических отношений. Именно для развития и повышения качества экономических отношений в законодательствах развитых стран наряду с товарным знаком появилось понятие – коллективный знак.

Само определение коллективного знака в разных странах может отличаться. Коллективные знаки (также известные как коллективные товарные знаки) обычно определяются как знаки, которые отличают географическое происхождение, материал, способ производства, качества или иные общие характеристики товаров или услуг различных предприятий, использующих коллективный знак. В дополнение к российскому определению, приведем в качестве примера три определения коллективного знака из зарубежного законодательства.

Кодекс США следующим образом определяет понятие коллективный товарный знак (15 USC § 1127 - Construction and definitions; intent of chapter):

Понятие «коллективный знак» означает товарный знак или знак обслуживания –

      Используемый членами кооператива, ассоциации, или другой группы или организации или
      такие кооперативы, ассоциации, или другие коллективные группы и организации, которые имеют добросовестные намерения применять и использовать в торговле, зарегистрированные в основном реестре, согласно настоящей главе, и включает в себя знаки, указывающие членство в союзе, ассоциации или другие организации.

Понятие «знак» включает: товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак и сертификационный знак.

Согласно законодательству Республики Казахстан: коллективный товарный знак - это товарный знак ассоциации (союза) или иного объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (далее - объединение), служащий для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров (услуг), обладающих едиными качественными или иными характеристиками (п.7 ст.1 Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Несколько иное определение дает китайский законодатель: коллективные товарные знаки (включая знаки обслуживания), зарегистрированные объединением, ассоциацией или иной организацией в целях использования данного знака членами объединения (ассоциации, другого объединения лиц) в коммерческой деятельности и удостоверения статуса члена объединения (ассоциации) (ст.3 Закона Китайской народной Республике «О товарных знаках»).

Как мы видим из приведенных выше определений коллективный знак (коллективный товарный знак) это всегда коллективное владение и использование. При этом единые стандарты качества товаров и услуг не всегда являются обязательным элементом определения.

Следует отличать коллективные знаки от сертификационных знаков. Коллективные знаки отличаются от знаков сертификации в том, что первые могут быть использованы только членами организации, которая владеет ими, в то время как сертификационные знаки могут быть использованы всеми, кто соответствует стандартам, установленным собственником определенного знака сертификации.


Пример знака сертификации:

В заключении можно сказать, что коллективные знаки выполняют важную роль в функционировании экономки многих стран. Они помогают потребителям товаров и услуг сразу на визуальном уровне получать информацию о качестве товаров и услуг ранее не известных производителей, полагаясь на определенные стандарты качества ассоциируемых ими с коллективным знаком. Кроме этого коллективные знаки снижают издержки, а также способствуют развитию самоуправления в предпринимательской среде.


Источник информации: http://intellect-pravo.ru/articles/collective_mark_what_is_it.php