Дарение товарного знака

Российское гражданское законодательство восприняло очень ограниченную правовую конструкцию договора дарения. В первую очередь это касается имущества, которое закон допускает в качестве объекта дарения.

Согласно п. 1. Ст. 572 ГК РФ: «По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом». Данная норма вполне безапелляционно указывает, что предметом договора дарения могут быть только: передача вещи в собственность; имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу или освобождение от имущественной обязанности.

Возникает вполне обоснованный вопрос, а возможно ли подарить, например, право на товарный знак?

С юридической точки зрения, потенциальный даритель вправе заключить с потенциальным одаряемым безвозмездный договор об отчуждении исключительного права на товарный знак. И тем самым фактически произойдет дарение исключительного права. Однако, это не будет считаться дарением в юридическом смысле. Сущность договора дарения заключается в особом характере отношение между его субъектами. Так, например, после совершения дарения в случае причинения одаряемым вреда жизни и здоровью дарителя последний вправе отменить дарение (реституция дара). Соответственно аналогичных правовых последствий договору дарения безвозмездный договор об отчуждении исключительного права на товарный знак создавать не будет.

Сразу стоит сказать, что в соответствии с российским законодательством владельцем товарного знака может быть как юридическое и физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует коснуться и возможности дарения товарного знака между двумя коммерческими организациями. В данном случае дарение (уступка права на товарный знак) будет не возможна. Так, согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Поскольку владельцем товарного знака не может быть физическое лицо, а только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (лицо, осуществляющее коммерческую деятельность), то, в регистрации договора в патентном органе будет отказано.

Представляется, что предусмотренный гражданским законодательством России договор дарения существенно ограничивает права граждан и коммерческих организаций на распоряжение собственным имуществом. Совершенно очевидно, что в условиях информационного общества договор дарения сохраняет архаичный характер, а внесение изменений в главу 32 ГК РФ носит объективный характер.