Хэштег и интеллектуальная собственность

Ежеминутно в социальных сетях под воздействием различных трендов появляются новые популярные хэштеги, они приходят на смену другим, постепенно теряющим свою актуальность. Сейчас уже трудно представить как раньше миллионы пользователей умудрялись обходится без хэштегов, естественно мало кто из них задается вопросами: на сколько законно такое свободное использование хэштегов и нарушает ли использование последних права других лиц? Если мы говорим об обычных людях то это не так важно, но если вопрос об использовании хэштега встает перед юридическими лицами в коммерческих целях, которым могут грозить многомиллионные иски, то данный вопрос приобретает важное практическое значение.

Графически Хэштег - это слово, фраза и аббревиатура, которым предшествует символ #. С технической точки зрения хэштег — это метка которая позволяет пользователям лучше ориентироваться в поиске нужной информации, пришедшая на смену обычным тегам. Из приведенных выше определений следует, что хэштег выполняет сразу несколько функций: является рубрикатором, средством навигации и оптимизации поиска.

Теперь перейдем к юридическому аспекту использования хэштега. Для этого надо ответить на вопрос — является ли хэштег объектом интеллектуальных прав? Можно ли, например, хэштег считать произведением? Напомним, что согласно ст.1270 ГК РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Поэтому сначала рассмотрим как соотносится хэштег с произведением, которому предоставляется правовая охрана. Произведением - объектом авторских прав, признается результат творческой деятельности автора. Однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю. Представляется, что даже хэштег состоящий их нескольких десятков символов трудно назвать произведением. Приведем мнение А.К. Скворцова: «хэштеги с неологизмами, индивидуальными авторскими образованиями, рекламными слоганами, безусловно, характеризуются большими затратами творческих усилий, но одновременно не лишены принципиальной возможности повторения, поэтому также вряд ли могут претендовать на авторско-правовую охрану»1. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что хэштег не является произведением с точки зрения российского права.

Менее однозначно ситуация обстоит с соотношением хэштега и средств индивидуализации. В российском законодательстве прямого запрета использования символа хэштега в средствах индивидуализации нет. Как отмечает А.А. Сковпень: «поскольку Роспатент не высказывался на тему хэштегов можно смело предположить, что к ним предъявляются стандартные требования для регистрации товарных знаков при их проверке»2. Но даже если допустить то что популярный хэштег будет зарегистрирован как товарный знак это не означает запрета на его использование в сети Интернет как средства навигации. Соответственно, если хэштег используется в интернете исключительно как средство навигации то никаких правовых последствий для лица его использующего не будет, то есть значение будет иметь то в какой среде и в каких целях используется хэштег. В противном случае, киберсковоттеры парализовали навигацию в социальных сетях зарегистрировав все популярные хэштеги.

Более предметно о правомерности использования хэштегов можно будет говорить только тогда, когда появится первая российская судебная практика. Если говорить о зарубежном опыте, то, например, в США уже имеются случаи регистрации товарных знаков в виде хэштегов. Существует и судебная практика которая пока не сформировала однозначной позиции по данному вопросу (дела Fraternity Collection v. Fargnoli и Vahan Eksouzian et al v. Brett Albanese).

Следует разобрать еще одну возможную ситуацию, когда хэштег является одним из элементов логотипа компании - товарного знака, который охраняется как объект интеллектуальной собственности. В этом примере ситуация не такая однозначная и как уже говорилось выше без наличия достаточной судебной практики какие-либо выводы сейчас делать рано, тем не менее как в и предыдущем случае у такого хэштега как средства навигации в сети Интернет никаких ограничений на использование быть не может. Так же пока нельзя говорить насколько правомерно использование хэштега в целях продвижения групп товаров и услуг, которые ассоциируются с принадлежащим третьим лицам товарным знакам частью которого является хэтег.

Примечания:

1. Скворцов А.К. - Право на #хэштег // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015»

2. Сковпень А.А. Можно ли зарегистрировать «хэштег» в качестве товарного знака? // goo.gl/fHD4Vw


Источник информации: http://intellect-pravo.ru/articles/hashtag_and_intellectual_property.php