Рынок интеллектуальной собственности

(краткая характеристика)

Во времена античного мира самым важным экономическим ресурсом была – земля, вначале 21-го века таким ресурсом становится интеллектуальная собственность. С определенной уверенностью можно говорить, что интеллектуальная собственность лежит теперь в основе всего мирового рынка. Глобальный рынок интеллектуальной собственности стал фундаментом образования новых капиталов и создания ценностей по всему миру. Этот новый рынок одновременно может служить интересам как отдельных изобретателей трудящихся в своих гаражах, так и крупных корпораций. К сожалению, в нашей стране рынок интеллектуальных продуктов до сих пор остается недооценённым государством. С вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия приняла на себя обязательства по защите объектов интеллектуальной собственности, что дает определенную надежду на создание «цивилизованного» рынка интеллектуальной собственности в нашей стране.

Субъекты:

Субъекты указанного рынка могут классифицироваться в зависимости от организационно-правовой формы, капитализации, национальной принадлежности, характера хозяйственной деятельности и т.д.

Субъектами рынка интеллектуальной собственности являются: правообладатели, пользователи (потребители), организации по коллективному управлению интеллектуальными правами (например, Российское авторское общество). Особым субъектом рынка интеллектуальной собственности является государство, которое также и регулирует описываемый рынок, в этом проявляется его дуализм. Так же государство обладает некоторыми исключительными интеллектуальными правами, например, патенты на военные технологии.

Структура:

Обратимся к структуре данного рынка. Как известно, структура – это внутренне устройство чего либо. Внутреннее устройство описываемого нами рынка не отличается оригинальностью и состоит из следующих элементов:

  • интеллектуальные услуги;
  • интеллектуальные продукты.

Специфика:

Рынок интеллектуальной собственности обладает следующими специфическими признаками и характеристиками:

  1. Идеальность, которая заключается в высочайшей конкуренции. Однако, и здесь есть свои исключения, достаточно вспомнить знаменитый прецедент с компанией «Сименс», когда Китай скопировал технологии и предъявил компании ультиматум.
  2. Глобальность заключается отсутствием границ и барьеров для распространения продуктов. Многие продукты продаются через Интернет, где нет национальных границ.
  3. Низкий порог входа. Любой программист или творческий человек могут создать продукт – книгу или программу и начать продавать её через сеть Интернет, издержки при этом будут только временные. Мало в каком ином бизнесе такое возможно.
  4. Связь с наукой. Рынок ИС не может существовать в слаборазвитых странах. Для создания интеллектуального продукта необходимы образованные люди, а так же платежеспособные потребители. Мы не знаем ни одного примера создания интеллектуального продукта в странах «третьего мира».
  5. Центральность. Все товарные рынки связаны с рынком интеллектуальной собственности. Так как все продаваемые товары имеют марку производителя, либо требуют лицензию и т.п. и им соответственно предоставлена правовая охрана. Например, нельзя продавать сорт недавно выведенного растения, так как права на его распространения принадлежать селекционеру. Или, например, недопустимо без разрешения продавать товар под чужим товарным знаком.
  6. Сложность оценки стоимости активов. Оценить интеллектуальные товары и компании, работающие на этом рынке, является крайне сложной задачей. В последнее время мы видим множество примеров, того как капитализация IT-гигантов стремительно взлетала, а потом столь же стремительно падала.

Заключение

Мировой рынок интеллектуальной собственности имеет огромный потенциал. Представляется совершенно очевидным, что для развития IP-рынка, всем государствам необходимо признать, что интеллектуальная собственность является активом, как и любая другая собственность, которая может быть куплена и продана и которой предоставленна аналогичная правовая охрана. Национальные правительства должны адаптировать свои законодательства, чтобы помочь IP-рынку в более эффективном развитии.


Источник информации: http://intellect-pravo.ru/articles/intellectual_property_market.php