Секрет производства и коммерческая тайна: вопросы взаимоотношений

В условиях инновационного развития экономики со временем все большее значение будет придаваться различным объектам интеллектуальной собственности. Секрет производства, используемый в организации, может не только оптимизировать процессы, экономить средства, но и стать полноценным товаром на рынке. Организация, желающая заработать дополнительную прибыль, вправе передавать свои ноу-хау, посредством заключения лицензионных договоров, тем самым получая значительную прибавку к своему доходу. К сожалению, в настоящее время секрет производства в России не является распространенным и популярным предметом, на основании которого контрагенты выстраивают свои взаимоотношения, но в будущем положение должно кардинально измениться, так как непрерывное развитие технологий всегда сопровождается перечнем различных процессов, которые постепенно можно улучшать, оптимизировать, добавлять и т.п. с целью эффективного и экономичного достижения результата.

Одним из наиболее приемлемых способов защиты информации на сегодняшний день является присвоения статуса секрета производства (ноу-хау) в отношении информации и введение в отношении этой информации режима коммерческой тайны. Давайте остановимся и подробнее рассмотрим указанные термины, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы при их использовании. В первую очередь необходимо отметить, что институт ноу-хау и вопросы его соотношения с институтом коммерческой тайны, по мнению многих исследователей, явился камнем преткновения в законодательстве о коммерческой тайне. Причем этот камень был довольно увесистым, так как на протяжении почти 10 лет велась работа по исследованию и доработке законодательства, регулирующего коммерческую тайну.

До принятия IV части Гражданского кодекса РФ секрет производства в различных исследованиях носил разные определения. В доктрине отнесение той или иной информации к секрету производства (ноу-хау) долгое время пребывало в состоянии неопределенности, так как различные исследователи высказывали мнения, которые во многом противоречили друг другу. Так, изначально к секрету производства (ноу-хау) относили только технические достижения. В дальнейшем позиции исследователей стали расходиться и охватывать все более широкий объем информации.

С принятием IV части Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены многочисленные изменения и в другие части Гражданского кодекса, а также в законодательство, регулирующее коммерческую тайну. До 2008 г., ФЗ "О коммерческой тайне" регулировал отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и т.п. В п. 1 ст. 3 этого Закона под коммерческой тайной понималась "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду". Далее идут положения п. 2 ст. 3 все того же Закона о коммерческой тайне, определявшего "информацию, которая составляла коммерческую тайну", как научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию (в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность... и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. В реалиях настоящего времени законодательство не содержит откровенно противоречивых и коллизионных норм по вопросу содержания понятий "секрет производства" и "коммерческая тайна", более того, отныне эти понятия, исходя из их дословного содержания, отличны по своей сути.

Согласно действующим нормам ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. То есть с 1 января 2008 г., с момента вступления в силу IV части Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующих изменений законодательства, коммерческая тайна начала свое существование как "режим конфиденциальности информации". В свою очередь, понятие "информация, составляющая коммерческую тайну" тоже претерпело изменения, и теперь секрет производства не указывается в содержании этого понятия, но как объект приравнен к указанному термину. То есть секрет производства, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О коммерческой тайне" есть не что иное, как информация, составляющая коммерческую тайну. Далее определение информации, составляющей коммерческую тайну, дословно повторяет определение секрета производства (ноу-хау) из ст. 1465 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, на основании проведенного анализа действующего законодательства мы вполне обоснованно можем утверждать, что на данный момент есть три термина, которые можно смело применять для определения такого объекта, как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Эти термины равноценны в своем содержании, перечислим их:

1) секрет производства;

2) ноу-хау;

3) информация, составляющая коммерческую тайну.

Как становится ясно, термин "коммерческая тайна" более не в состоянии конкурировать с секретом производства (ноу-хау) за право называться объектом, который является совокупностью конфиденциальных сведений, но в то же время этот термин приобрел другое значение, в некоторой степени даже более весомое, так как он стал определять собой "режим конфиденциальности информации" в отношении секрета производства (ноу-хау). При этом они стали фактически неотделимы друг от друга, так как понятие секрета производства (ноу-хау) предусматривает обязательное введение режима коммерческой тайны в отношении себя (ст. 1465 ГК РФ), а коммерческая тайна предполагает использование своего режима исключительно в отношении секрета производства (ст. 1 ФЗ "О коммерческой тайне"). Налицо единство двух начал, выраженное в обязательном дополнении одного предмета другим. Как секрет производства (ноу-хау) без введенного в отношении себя режима коммерческой тайны будет являться ненадлежаще защищенным объектом, а точнее сказать, абсолютно беззащитным при попытке его сохранить от посягательств третьих лиц, так и коммерческая тайна не может существовать как определенный режим в отсутствие объекта, который и следует защитить посредством этого режима. Исходя из всего вышесказанного, с учетом устоявшейся практики применения термина "коммерческая тайна" мы с незначительными допущениями все же можем ставить этот термин в один ряд с секретом производства (ноу-хау), но исключительно в целях использования в деловой практике и только на основании того, что эти два предмета призваны дополнять друг друга, а существование одного из них практически всегда будет зависеть от наличия второго.

Для юридически значимых документов, как-то лицензионные договоры и прочие, все равно необходимо использование терминологии, установленной законом, и вследствие этого определение тех сведений, которые мы хотим сохранить в конфиденциальности, может приобретать лишь три формы, уже упоминавшиеся выше:

1) ноу-хау;

2) секрет производства;

3) информация, составляющая коммерческую тайну.