Реестр коммерческих обозначений – фикция или реальность?

В России такое понятие как «реестр коммерческих обозначений» – с одной стороны является фикцией, а с другой стороны, является вполне реально существующей вещью, причем подобных реестров существует множество. Все дело в том, что согласно статье 1538 Гражданского кодекса РФ: «юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать … коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц». То есть в отличие от фирменных наименований и товарных знаков для коммерческого обозначения какая-либо регистрация не требуется. Соответственно именно по этой причине с точки зрения правовой охраны коммерческое обозначение является самым слабым звеном среди средств индивидуализации. При этом никаких запретов на создание негосударственных реестров коммерческих обозначений в законе не существует, да и не может быть в силу здравого смысла и юридической техники.

На практике перед коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также потребителями возникает практический вопрос: а как подтвердить право на коммерческое обозначение, а также установить время начала его использования? Именно с целью подтверждения времени возникновения права на коммерческое обозначение в 2008 году патентный поверенный Российской Федерации А.Д. Кудаков, создал – «Реестр российских коммерческих обозначений». На сайте реестра следующим образом объяснялась юридическая значимость регистрации в нем коммерческого обозначения: «включение в РЕЕСТР РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ подтвердит время возникновения права на коммерческое обозначение. Важной причиной для создания Реестра явилось также положение кодекса о приоритете того средства индивидуализации, исключительное право на которое возникло раньше (п.6 ст.1252 ГК РФ)».

На создание указанного выше реестра отреагировало государство в лице РОСПАТЕНТА, который в информационном письме от 30 января 2009 года № 10/37-68/23 «О регистрации коммерческих обозначений» дал следующее разъяснение: «согласно ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации существование исключительного права на коммерческое обозначение зависит от определенных условий: наличия достаточных различительных признаков коммерческого обозначения и известности употребления правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории. Учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия вышеназванных условий может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке) на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческих обозначений». В целом характер данного письма должен был убедить всех, что с юридической точки зрения включение коммерческого обозначения в какой-либо реестр не предоставляет последнему никакой дополнительной правовой охраны. Однако представляется, что это все же не совсем так.

Теперь давайте разберемся во всем по порядку. Как мы знаем, на основании ст. 1539 ГК РФ к основным признакам коммерческого обозначения можно отнести: новизну, достаточную различительную способность и известность. Именно признак - «известности», подразумевает простоту доказывания факта времени начала использования коммерческого обозначения на определенной территории от деревни до страны. Как правило, в процессе осуществления предпринимательской деятельности коммерческое обозначение присутствует на рекламе, договорах, документах коммерческой организации, а также остается в документах у контрагентов. Поэтому, в случае «реальной» хозяйственной деятельности доказать факт и наличие использования обозначения перед судом не представляет особой проблемы.

Однако как ни странно спрос на указанные выше регистрационные услуги есть, и реестр патентного поверенного А.Д. Кудакова не является единственным подобным прецедентом. Например, аналогичная деятельность часто осуществляется при торгово-промышленных палатах различных регионов России. Собственные реестры коммерческих обозначений существуют при: Вологодской торгово-промышленной палате («Реестр коммерческих обозначений»), Новгородской торгово-промышленной палате («Реестр коммерческих обозначений предприятий и предпринимателей Новгородской области»), Московской торгово-промышленной палате («РЕЕСТР коммерческих обозначений предприятий и предпринимателей г. Москвы») и т.д. Следует сказать, что определенную роль в желании включить коммерческое обозначение в подобный реестр играет правовая безграмотность предпринимателей, а также их юристов, так как сфера интеллектуальной собственности является новой и специфической отраслью российского права.

В тоже время сводить все лишь к безграмотности было бы не правильно и вот почему. Регистрация коммерческих обозначений в таких реестрах способна являться одним из доказательств использования коммерческого обозначения, а так же, что еще более важно позволяет правообладателю получить документ, подтверждающий дату начала использования коммерческого обозначения. В выдаваемых учредителями реестров свидетельствах содержится дата начала использования коммерческого обозначения, совершенно очевидно, что обладатель свидетельства в случае коммерческого спора обязательно сошлется на указанную в свидетельстве дату в суде. Можно предположить, что при «прочих равных» суд этот документ не оставит не замеченным. Именно поэтому определенная юридическая ценность наличия подобного свидетельства существует, однако эта ценность будет очень незначительной и носить скорее теоретический характер.



Регистрация коммерческого обозначения в каком-либо реестре является далеко не единственным способом защиты исключительных прав на обсуждаемое в настоящей статье средство индивидуализации, помимо регистрации в указанных выше реестрах, предприниматели также используют возможности нотариата. Причем посмеем предположить, что большей юридической силой опять же при «прочих равных» будет обладать документ выданный нотариусом, а не свидетельство какого-либо из указанных выше реестров.

В результате изложенных фактов может появиться вполне правомерный вопрос – о необходимости создания Государственного реестра коммерческих обозначений. Если абстрагироваться от указанных выше прецедентов, то целесообразность создания государственного реестра коммерческих обозначений выглядит странным, такой вывод основывается на следующих причинах.

Во-первых, сама сущность коммерческих обозначений заключается в простоте использования выражающаяся в отсутствии бюрократических барьеров для его добросовестного использования. Во-вторых, в случае создания такого реестра стирается разница между коммерческим обозначением и товарным знаком, происходит дублирования средств индивидуализации. Этих двух причин вполне достаточно, чтобы считать идею создания государственного реестра коммерческих обозначений нецелесообразной.


Источник информации: http://intellect-pravo.ru/articles/register_of_designations.php