Стэн Либовиц. Интернет и интеллектуальная собственность

В этой статье вы познакомитесь с взглядами на интеллектуальную собственность профессора Техасского университета в Далласе – Стэна Либовица. Данный исследователь приводит множество аргументов о необходимости ограничения пиратства в сети Интернет, а также обращает внимание на очевидную взаимосвязь между пиратством и убытками зависящих от копирайта отраслей промышленности США. В своих выступлениях и научных работах автор использует много статистических данных, а также оперирует логическими приемами. Приведем основные положения и тезисы из его лекции «Sometimes it is a Wolf: Piracy, Fairy Tale Business Models & Intellectual Property on the Internet», а также ряда других источников.



Будущее отраслей связанных с авторским правом (интеллектуальной собственностью в широком смысле):

  • Технология ответственна за авторское право: она отделила результаты творческой деятельности от их создателей;
  • Интернет это инновация в обмене информацией, она должна разрушить прежние рынки при одновременном повышении общего благосостояния (созидательное разрушение);
  • Пиратство является разрушительной силой обособленной от инноваций. Оно ослабляет права собственности;
  • Интернет привел к взрыву пиратства. Однако интернет не есть пиратство;
  • Музыка стала первой целью пиратов.

Появление всемирной паутины не первый прецедент, который вызывал рост нарушений авторского законодательства. Вот примеры некоторых других технологий, которые появившись, стимулировали пиратство:

  • устройства ксерокопирования;
  • устройства видеозаписи;
  • аудио и видео кассеты.

Все эти изобретения повышали уровень пиратства, однако они не идут ни в какое сравнение с его нынешним масштабом, которое является следствием появления и бурного развития Интернета в конце 90-х годов двадцатого века. Своеобразным новым этапом в истории пиратства стало распространение MP3 в сети Интернет (MP3 - специальный кодек/формат хранения аудио файлов существенно уменьшающий его размер). Стэн Либовиц сравнивает эту волну пиратства с появлением волка (this time it is a wolf), с английского языка это выражение можно перевести и как «время хищника».


Давайте посмотрим на график продаж музыкальных альбомов и синглов в США за последние 40 лет.



На графике видно, что падения продаж началось одновременно с появлением крупной файлообменной сети. Возможно эта ситуация характерна только для США и является частным случаем. Тогда взглянем на то какая ситуация сложилась с продажами музыкальных дисков на других национальных рынках.


Торговля (оптовая торговля) дисками: изменения выручки 1999-2009
Доходы за 1999 год
(с учетом инфляции 2009 $)
Доходы за 2009 год% изменения
США10,8264,562-57.86%
Япония499,209370,979-25.69%
Великобритания1,464928-36.58%
Германия2,0361,046-48.63%
Франция1,379622-54.85%
Канада1,165430-63.10%


Как мы видим на всех основных рынках наблюдается тенденция к снижению продаж за последнее десятилетие. На основании этих данных профессор делает следующие выводы:

  • Основанная причина: файлообмен;
  • Опасный эффект: Виртуальное уничтожение индустрии;
  • Разворот 30 летнего тренда вниз;
  • Такая ситуация характерна для всех крупных стран, в которых имелась большая файлообменная сеть.

Теперь обратимся к нашей логике. Когда два масштабных и необычных события происходят в непосредственной близости друг к другу, возможны следующие варианты:

  • Существует высокая вероятность, что они связаны между собой;
  • Либо они оба имеют одни и те же причины возникновения;
  • Или одно событие вызывает другое.

Под этими двумя событиями Стэн Либовиц подразумевает: появление файлообмена в сети Интернет и спад продаж музыкальных дисков. На своем сайте профессор пишет: «концу лета 2002 года я решил, что продажи записей действительно начали стремительно падать, снижение продаж соответствовало утверждению, что файлообмен причинял вред ... С тех пор доказательства стали убедительнее и весомей, а их число больше». Правомерно задать вопрос: если файлообменные сервисы не вызывали снижения продаж музыкальных записей, то кто это сделал? Вот основные доводы противников связи падения продаж и пиратства в сети Интернет:

  • Переход со старых виниловых пластинок и аудиокассет на диски подошел к концу;
  • Увеличение продаж DVD;
  • Увеличение продаж видеоигр;
  • Музыка стала «плохой»;
  • Спад экономики;
  • Люди стали больше тратить на гаджеты в ущерб музыки.

Эти альтернативы почти всегда запоздалые мысли, несопровождаемые реальным анализом. Кроме этого существует явное свидетельство того, что доход от других аналогичных и близких продуктов (не подверженных влиянию пиратов) возрос в последние годы. Например, по данным Pollstar (издания освещающего концертную деятельность) и RIAA (крупнейшая организация, защищающая музыкальных правообладателей) доходы от концертной деятельности выросли, несмотря на то, что продажи музыкальных записей резко упали. Смотрите график:



Так же надо отметить, что автор скептически относится к альтернативным моделям монетизации и считает, что пиратство приведет к исчезновению профессионалов в музыкальной индустрии. Это в свою очередь отразится на качестве музыки: любительская музыка не будет «так хороша», как профессиональная музыка (amateur music won't be «as good as» professional music), здесь Лейбовитц ссылается на профессиональный спорт, где спортивные результаты показываются на порядок выше, чем в любительском спорте.


В заключении С.Либовиц делает следующие выводы:

  1. Пиратство оказывает негативное влияние, эта тенденция очевидна с точки зрения здравого смысла.
  2. Добавляет ли эконометрика нам знание?
  3. Вы рады, что не работаете в музыкальном бизнесе.
  4. Если вы работаете в сферах: создания программного обеспечения, книжном бизнесе, видео, музыки или другой отрасли информации, подумайте хорошо о вашем будущем.
  5. Или, серьезно отнестись к ограничению Интернет-пиратства.

Источник информации: http://intellect-pravo.ru/views/stan_liebowitz_internet_and_intellectual_property.php